- Насыщение спроса
-
Насыщение спроса [satiation, saturation of demand] — категория, отражающая характерное для многих товаров и услуг на определенном уровне их потребления существенное сокращение или даже прекращение спроса на них (при данном уровне доходов и цен, а также накопленных запасов таких благ). Н.с. — фактор, который учитывается при планировании роста благосостояния, производства товаров народного потребления, в маркетинге. Следует различать насыщение платежеспособного спроса и насыщение потребности в том или ином благе. Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), то можно говорить о насыщении потребности в нем. Достигнутый уровень его потребления — предельный.
С ростом доходов спрос на продукты питания растет медленнее, чем спрос на одежду, обувь и т.д. На известном этапе наступает дальнейшая смена, когда рост потребления одежды отстает от роста потребления, скажем, радиоприемников, холодильников и других предметов культурно-бытового обихода и т.д. Все это —свидетельства Н.с. для соответствующих товаров.
Графически насыщение можно изобразить в виде кривой спроса, которая сначала имеет тенденцию к быстрому росту, а затем замедляет его, стремясь к какому-то пределу, называемому уровнем, или точкой насыщения. На рис. Н.1 представлены так называемые функции Л.Торнквиста — шведского экономиста, предложившего разделить все товары на три группы: первой необходимости (кривая I), второй необходимости (II) и предметов роскоши (III). Здесь пунктиры — уровни насыщения для товаров первой и второй необходимости, b1, b2, b3 — уровни доходов, при которых начинается приобретение товаров первой, второй необходимости и предметов роскоши (см. также Энгеля кривые).
Рис. Н.1 Функции Торнквиста
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.